Лечебные центры – это исполнители и продавцы услуг, а пациенты — потребители или покупатели.
Такие отношения прослеживаются в стоматологии при изготовлении, коронок, протезов и пломб. Коронки, протезы и пломбы – это вещественное выражение стоматологических услуг. Поэтому клиники, как продавцы, несут ответственность в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» за качество, выполняемых услуг, и используемого материала. В таком случае возникает потребность в установлении сроков гарантии и сроков службы результата стоматологических услуг.
В отрасли здравоохранения эти понятия не введены, но, в силу правил предоставления платных услуг (Постановление Правительства РФ №27 13.01.1996 г.), пациент, при обнаружении недостатков в полученной услуге, вправе предъявить требования по устранению таковых.
Гарантии устанавливаются в виде гарантийного срока и срока службы.
Гарантийный срок — периода бесплатной корректировки недочетов и недоделок, возникших после лечения не по вине пациента:
- дополнительная полировка поверхности зуба
- корректировка цвета и формы
- снятие чувствительности
- подгон пломбы по прикусу
- подшлифовка съемного зубного протеза и т.п.
Срок службы — период, в который исполнитель обязан обеспечить пациенту возможность использовать результат лечения по назначению, и несет ответственность за недостатки, возникшие после не по вине пациента т.е. на стоматологические работы с материальным выражением: выпала пломба, сломался протез, и т.п. При этом мы указываем в Акте “Гарантийный срок службы или гарантия”.
Гарантийный срок службы выдается на:
- пломбы,
- коронки,
- протезы.
Когда в силу специфики стоматологического лечения, невозможно определить гарантийные сроки и сроки службы, врач устанавливает процент успешности лечения индивидуально в каждом случае и доносит это до пациента.
Некоторые лечебные учреждения не устанавливают сроков гарантии и службы на услуги, но это не отменяет ответственность за результат услуги.
В случае выявление недостатков после лечения, таких как неверный диагноз или нарушение технологии лечения по вине врача, лечение проводится повторно бесплатно. Вина врача устанавливается только врачебными комиссиями и экспертами.
Гарантии не устанавливаются на:
- обработку и пломбирование корневых каналов;
- профгигиену полости рта;
- временную пломбу;
- ортодонтическое лечение;
- хирургические операции (резекция верхушки корня, удаление зуба, постановка импланта и т.п.);
- лечение воспаления десны и окружающих зуб тканей;
- отбеливание зубов.
Результат лечения в каждом случае индивидуален.
Результат зависит от:
- качества материалов;
- точности лечебных манипуляции;
- здоровья организма;
- состояния зубов;
- тщательно ли пациент следует рекомендациям врача после лечения.
Гарантийные обязательства на исполнение стоматологических услуг
При возникновении гарантийного случая в рамках срока гарантии будет проведена работа по устранению недочетов либо поломки изделия (пломба, коронка, вкладка, протез). Гарантийный срок на работу устанавливается единожды в первое посещение в момент оплаты услуги и распространяется на весь временной промежуток, указанный в акте. После гарантийного ремонта, срок гарантии не изменяется и соответсвует сроку, указанному в первичном акте.
Гарантийные сроки:
- Световая пломба при наличии 4х стенок полости – 1 год;
- Световая пломба при наличии 3х стенок полости – 1 год;
- Световая пломба при наличии 2х стенок полости – 6 месяцев;
- Световая пломба при наличии 1 стенки полости либо при отсутствии стенок зуба – без гарантии;
- Световая пломба, укрепленная анкерным штифтом – 3 месяца;
- Цельнокерамическая коронка – 1 год;
- Керамическая вкладка – 1 год;
- Металлокерамическая коронка – 1 год;
- Цельнолитая коронка – 1 год;
- Штифтово-культевая вкладка – 6 месяцев;
- Съемный пластмассовый протез – 6 месяцев;
- Иммедиат протез (бабочка) – 1 месяц;
- Бюгельный протез — 6 месяцев.
Встречаются осложненные случаи, при которых гарантийный срок снижается либо отсутствует вовсе. Это оговаривается доктором до выполнения услуги.